Первым примером этического подхода стало информированное согласие на участие в экспериментах. До середины 20 века было не обязательно спрашивать человека, хочет ли он стать подопытным в какой-нибудь научной шалости.
Теперь же согласие на участие в экспериментах обязательно для всех, кто не желает внезапно проснуться Франкенштейном. К тому же информирование о побочных эффектах и рисках стало обязательным условием, чтобы стать участником эксперимента. В случае с Альбертом информаторами должны были быть его законные представители — родители или опекуны. Есть основания полагать, что Уотсон не утруждал себя объяснениями, взяв ребенка у одной из своих подчиненных.
Также этические комитеты добились лучших условий содержания лабораторных животных. Были введены ограничения на их использование в экспериментах без острой необходимости, например, в испытаниях косметики. Этика наконец встала на стражу слабых!
А если этический комитет слишком строгий и злой, будет ли он мешать ученым? Прежде всего надо сказать, что в его интересах решать, а не мешать. Но, допустим, такое случилось — не страшно. Можно оспорить решение, если оно было несправедливо или необоснованно, и получить новое заключение. В этом нам поможет ещё один этический принцип — прозрачность.
Однако этика играет не только роль контролера. Например, добросовестность — другой этический принцип, без которого науке никуда. Она предотвращает манипуляции с научными данными и их фальсификацию. Добросовестность обеспечивает достоверность науки и вместе с этим поддерживает доверие общества к ней.
Тем же занимается и прозрачность. Она появляется на этапе распределения финансов и присутствует до завершения исследований и получения результатов — все это необходимо, чтобы проверить весь процесс на соответствие этическим нормам и исключить возможные ошибки. И куда уж без стремления к непредвзятости, отсутствие которой тоже плохо скажется на качестве научных данных.
Есть ужасные, но наглядные случаи, когда ученые недооценили роль этих этических принципов. Хорошим примером выступает эксперимент в деревне Таскиги в США. Там ученые 40 лет наблюдали за тем, как малоимущее чернокожее население умирало от сифилиса, так как у них не было доступа к квалифицированной медицинской помощи. Эксперимент продолжался до 1972 года, после чего обернулся большим скандалом и падением доверия к медицине со стороны как расовых меньшинств, так и белого населения. Этот печальный пример подчеркивает важность моральной ответственности исследователей перед обществом.