«Регуляторных» РНК существует несколько типов, в том числе так называемые длинные некодирующие РНК, к которым и относится обнаруженная в статье РНК. Исследователи назвали эту РНК ivory, а ее роль в окраске крыла продемонстрировали с помощью CRISPR-Cas9 — ученые отредактировали геном бабочки-почтальона (Heliconius melpomene), удалив из него ген ivory. При этом у «отредактированных» бабочек чешуйки крыла полностью теряли темный цвет, что подтверждает роль длинной некодирующей РНК ivory в пигментации крыла.
Далее ученые проследили за активностью длинной некодирующей РНК в ходе развития крыла на стадии куколки. Оказалось, что активность ivory в разных областях зачатка крыла идеально коррелировала с темным цветом чешуек. «Мы были поражены тем, что этот ген [кодирующий РНК ivory] с поразительной точностью «включается» именно в тех частях крыла, где в конечном итоге появятся черные чешуйки», — говорит один из авторов статьи, профессор Университета Джорджа Вашингтона Арно Мартин.
Как предполагают ученые, ivory обеспечивает темную окраску чешуек, стимулируя производство темного пигмента меланина и предотвращая накопление желтого пигмента 3-гидроксикинуренина. Кроме этого, исследователи обнаружили, что эта РНК «работает» у двух разных видов бабочек, эволюционно далеких от бабочки-почтальона. Это значит, что механизм регуляции окраски с помощью ivory появился очень давно — не менее 80 млн лет назад.
Результат нового исследования переворачивает устоявшиеся представления о генетической регуляции — как у бабочек, так и у всех организмов, включая человека, — и подчеркивает, что роль «регуляторных» РНК часто недооценивают. По словам одного из авторов, сотрудника Университета Джорджа Вашингтона Джо Хэнли, их открытие заставляет задуматься: «Сколько еще подобных явлений могли упустить биологи, не обращая внимания на “темную материю” генома?»