Как видно, проекты совершенно разные, но в этом мероприятии самое ценное — обратная связь от экспертов. При этом фидбэк полезно послушать как для своего проекта, так и для других, чтобы почерпнуть какие-то идеи. Суммировав все замечания лидеров рынка, мы выделили несколько вопросов, которые нужно задавать для проверки идей своих стартапов.
Первый пул вопросов можно назвать «цементом». Здесь нужно ответить самим себе: в чем уникальность продукта и кто его клиент? Если есть аналоги на рынке, то нужно их сравнить и выделить свои сильные стороны. Этот этап — база, которая формирует ваше уникальное ценностное предложение или УЦП. Но надо помнить, что ответы на все эти вопросы требуют не теории, а цифр, привлечения статистики и обоснования актуальности.
Если вы видите, что ваш продукт уникален и закрывает боли клиента, то вы уже нашли клад! Но все же вы пока заложили фундамент, а впереди еще бесконечная стройка. Теперь необходимо задаться финансовыми вопросами: сколько стоит реализация вашей идеи и какая маржинальность у продукта? Ответы будут полезны, разумеется, в первую очередь вам самим. А во вторую — инвестору. Ему тоже необходимо понимать, во что он вкладывается и какой будет «выхлоп» для него. Нужно показать сроки и механику получения инвестором прибыли. Чем четче вы ответите на вопросы выше, тем проще будет найти тех, кто готов вложиться в ваш проект.
Третью категорию вопросов можно назвать «фасадом». Важно не только хорошо понимать свой продукт и его рентабельность, но и уметь о нем рассказать инвесторам и коллегам. При презентации держаться на сцене нужно уверенно: смотреть на всех, никого не обделять вниманием. Сам питч должен быть коротким и конкретным, без воды и обобщений. Презентация должна помогать вам рассказать о продукте: да — визуализациям и примерам, нет — полотну текста. При этом один слайд — одна мысль. Помните, что питчем вы продаете — а делать это онлайн гораздо сложнее.