Эпигенетические метки нуклеотидов, полученные в условиях ожирения, усиливают активность генов, связанных с воспалением и фиброзом, и подавляют работу генов, отвечающих за нормальное функционирование жировых клеток. Эти нарушения остаются стабильными даже через годы после снижения веса. Это показали эксперименты как с людьми, так и с лабораторными мышами.
Группа учёных провела сравнительный анализ жировой ткани у людей с выраженным ожирением и у тех, кто никогда не страдал от лишнего веса. Было установлено, что активность ряда генов в жировых клетках первой группы значительно отличалась: одни гены работали активнее других.
Даже серьёзные меры, такие как хирургическое вмешательство, для снижения веса, не изменили активность генов. Спустя два года после операций участники теряли массу тела, но профиль активности генов их жировых клеток продолжал отражать характерные для ожирения паттерны. Аналогичные результаты были получены и в исследованиях на мышах, которые после диеты потеряли значительный вес, но эпигенетический «отпечаток» ожирения сохранялся еще на протяжении полугода.
Установлено, что у людей и мышей гены, активируемые в условиях ожирения, стимулируют воспаление и формирование плотной рубцовой ткани – фиброза. В то же время подавляется работа генов, отвечающих за нормальную функцию жировых клеток, и эти изменения напрямую вызваны эпигенетическими манипуляциями. Жировые клетки, пережившие ожирение, демонстрировали повышенное поглощение сахара и липидов по сравнению с клетками контрольных мышей, никогда не страдавших от лишнего веса. Кроме того, грызуны, которые раньше были полными, быстрее набирали вес на богатой жирами диете.
Это доказывает, что клетки «запоминают» своё состояние ожирения, даже когда внешний облик организма возвращается к норме. Как долго организм сохраняет «память» об ожирении, неизвестно. Ученые предполагают, что эта память может со временем ослабевать, но такие гипотезы требуют дальнейшего подтверждения.