Ситуацию, когда социальный и биологический отец не совпадают, ученые деликатно называют внебрачным, или внепарным, отцовством (extra-pair paternity, EPP). Термин не включает случаи усыновления или рождения вне брака, если биологический отец известен.
В животном мире EPP активно исследуют, чтобы лучше понять стратегии размножения и эволюцию видов. Так, например, самцы морских рыбок бычков строят гнезда и заботятся о кладке, но иногда другой самец незаметно оплодотворяет икру другой пары, оставив обманутого «отца» растить чужое потомство.
Тема же внебрачного отцовства у людей долго оставалась табу. В отсутствие достоверных данных ученые могли лишь строить догадки. В 1991 году авторы
статьи в журнале
The Lancet предположили, что около 10% детей рождаются в результате внебрачных связей, но признали, что реальных доказательств этой оценки нет. Тем не менее оценка в 10% быстро распространилась в научной и популярной литературе. Однако если бы эта цифра была верной, многие семейные родословные оказались бы ошибочными, а генеалогические исследования потеряли бы смысл. В этом усомнился и Маартен Лармузо, генетик из Лёвенского университета, и в 2010-х годах он разработал новый метод оценки, который сочетает анализ генеалогических записей с ДНК-тестами.