Сегодня известно почти 250 различных видов муравьев из Южной и Центральной Америки и Карибского бассейна, которые культивируют грибы. Среди них самую «продвинутую» стратегию сельского хозяйства практикуют муравьи-листорезы. Эти насекомые кормят свои «грибные» сады свежими листьями, а грибы, в свою очередь, производят для них особые питательные структуры — гонгилидии. При этом муравьи-листорезы и грибы полностью зависят друг от друга и не могут жить по отдельности.
Энтомолог Тед Шульц из Смитсоновского института в США и его коллеги совершили более 30 экспедиций в Центральную и Южную Америку на протяжении 35 лет и собрали тысячи образцов муравьев и грибков.
Проанализировав генетические данные для 475 различных видов грибов, 288 из которых культивируются муравьями, и 276 различных видов муравьев, 208 из которых культивируют грибы, ученые построили эволюционные деревья для этих двух групп и проследили их связь.
Исследователи пришли к выводу, что муравьи начали выращивать грибы еще 66 млн лет назад, когда в конце мелового периода на Землю упал астероид. В результате атмосфера наполнилась пылью и обломками, перекрывшими солнечный свет для растений. Массовое вымирание уничтожило около половины видов растений, а также привело к исчезновению динозавров. Однако для грибов эта катастрофа обернулась благом: они стремительно размножались, питаясь останками растений. Расплодившиеся грибы, в свою очередь, стали пищей для муравьев, что подтолкнуло их к эволюционному партнерству.
А около 27 млн лет назад глобальное похолодание привело к появлению засушливых саванн и лугов в Южной Америке. Муравьи начали переносить грибы из влажных лесов в эти засушливые области, в результате чего те оказались изолированы от своих диких популяций и стали еще сильнее «полагаться» на муравьев, чтобы выжить в новых условиях. Так зародилась «продвинутая» стратегия сельского хозяйства, которую муравьи-листорезы используют до сих пор.
«Муравьи одомашнили грибы так же, как люди одомашнили сельскохозяйственные культуры. Самое удивительное, что теперь мы можем определить время», когда именно это произошло. (с) Тед Шульц