В исследовании через «ЭКО от трех родителей» прошли 22 женщины с подтвержденными митохондриальными мутациями. В итоге родились восемь детей — четыре мальчика и четыре девочки. Одна женщина на момент выхода публикации остается беременной. Самому старшему малышу уже больше двух лет, младшему — всего несколько месяцев. У всех детей на момент наблюдений не было серьезных проблем со здоровьем: у одного ребенка судороги прошли сами без лечения, у другого — временные проблемы с сердцем и обменом жиров, третий перенес обычную инфекцию мочевых путей. Все в рамках привычной статистики.
Но и тут не обошлось без нюансов. Когда ученые пересаживают ядро из оплодотворенной яйцеклетки в донорскую, предварительно очищенную от собственного ядра, вместе с ядром могут «просочиться» и митохондрии матери — те самые, в которых и кроется причина митохондриальных болезней. Хотя их немного, из-за способности митохондрий к размножению, это крошечное число может вырасти до значимого уровня. А это значит, что болезнь, которую пытались обойти, снова может вернуться.
Ученые проверили всех восьмерых детей, рожденных технологией «ЭКО от трех родителей» на наличие «больных» митохондрий. У пятерых из них патогенные митохондрии либо не выявились совсем, либо встречались в незначительных количествах. У троих доля мутировавших митохондрий достигала 5–16% — больше, чем ожидали ученые. Но несмотря на факт наличия дефектных митохондрий, у детей отсутствовали какие либо симптомы заболеваний.
Проблема в том, что ученые измеряли только количество митохондрий в анализах крови и мочи новорожденных. Но митохондрии есть в каждой клетке, и в разных органах их количество и состояние может отличаться. Чтобы говорить о реальном риске, нужно наблюдать за детьми не один год — особенно за уровнем мутировавших митохондрий в тканях мозга, сердца и других чувствительных к энергии органах.
Дополнительную настороженность вызывает то, что двое из троих детей с патогенными митохондриями — девочки. А это значит, что мутантные митохондрии могут перейти к следующему поколению, их детям. Но ученые предложили решение проблемы — пренатальное тестирование, позволяющее заранее оценить риски передачи болезни.
Хотя технология еще далека от повсеместного применения и требует долгосрочных наблюдений, ее успех дает надежду тысячам семей, страдающим от митохондриальных заболеваний. Впервые появилась реальная возможность прервать цепочку наследования тяжелых болезней энергетического обмена, не жертвуя родительством и кровной связью с ребенком.