Чтобы узнать детали активности гена DNMT3A на кроветворение, учёные провели два эксперимента с редактированием генома стволовых клеток. В одни стволовые клетки они внедрили мутации гена DNMT3A, характерные для лейкемии, в другие же вставили мутации активных доноров. Ученые культивировали клетки в разных средах, создавая имитацию состояния после кровопотери и моделируя реакцию на инфекцию.
Клетки с «донорскими» мутациями демонстрировали адаптацию к частой кровопотере. А предлейкозные клоны проявляли агрессивный рост в воспалительной среде, но не реагировали на имитацию кровопотери. Это позволило предположить, что у постоянных доноров отбор мутаций DNMT3A происходит не случайно — он направлен на поддержание эффективного кроветворения в условиях регулярного донорства, а не на злокачественную трансформацию.
Учёные пошли дальше, и трансплантировали мышам человеческие стволовые клетки с двумя типами генетических изменений. Клетки с мутациями, которые были у постоянных доноров крови, вели себя стандартно в обычных условиях, но при стрессе активно производили красных кровяных телец. В то же время стволовые клетки с предлейкозными мутациями запускали повышенный синтез лейкоцитов как в спокойном состоянии, так и при внешнем воздействии.
По мнению исследователей, систематическое донорство может стимулировать естественный отбор полезных генетических вариаций. Повторяющийся, но умеренный стресс, вызванный сдачей крови, поддерживает обновление кроветворных стволовых клеток. Это создаёт условия, где выживают мутации, способствующие их регенерации, а не развитию патологий.