ДНК — молекула, которая хранит генетические инструкции для развития и функционирования всех организмов на Земле. Универсальность ДНК делает её маркером для поиска жизни за пределами нашей планеты — или молекул с похожими свойствами. В случае существования внеземных форм жизни, они могут использовать схожие биохимические механизмы, похожие на земные. Например, на Марсе, где миллиарды лет назад были жидкие реки и озёра, гипотетические микроорганизмы могли оставить следы ДНК или её аналогов. Более того, гипотеза панспермии допускает, что жизнь могла быть занесена на Землю метеоритами — а значит, её «кирпичики» могут быть хаотично распространены во Вселенной. Обнаружение таких молекул стало бы доказательством того, что жизнь — не уникальное земное явление.
При этом космос — враждебная среда, в которой радиация разрушает сложные органические соединения. На космических кораблях вибрации при запуске ракет и работе двигателей создают помехи для чувствительных приборов, а низкая гравитация может влиять на физические процессы, такие как движение жидкостей в микрочипах.
Однако учёные из MIT проверили, как нанопоровый секвенатор MinION (рисунок 1) справится с условиями микрогравитации во время параболических полётов. Оказалось, что даже при сильной тряске и гравитации, имитирующей марсианскую, устройство успешно считывало ДНК вируса. Это доказывает: технологии, созданные для Земли, могут работать и в космосе, открывая путь для поиска жизни прямо на других планетах.